Статья Если ребенку трудно заводить друзей

Тема в разделе "Статьи про педиатрию, неонатологию", создана пользователем Lupa, 28 окт 2016.

  1. Lupa

    Lupa Пользователь

    Регистрация:
    4 окт 2015
    Сообщения:
    45
    Симпатии:
    1
    Баллы:
    8
    Иногда так бывает, что ребенку сложно завести друзей в саду или в школе. Чтобы понять в чем трудность конкретного ребенка, нужно проанализировать возможные причины:

    1. Низкая самооценка.
    Часто выражается в стеснительности, но иногда может выглядеть и как агрессия (как компенсация неуверенности в себе). Ребенку может казаться, что у него много недостатков, что он не достоин дружбы, что те, кто ему нравятся, точно не захотят с ним дружить. Если с ним обращаются в семье жестоко, унижают или постоянно наказывают, он может считать, что от людей ничего хорошего ждать не приходится. Если его все время сравнивают с кем-то, то он считает себя хуже других. Такие дети выглядят стеснительными, они не начинают отношения просто потому, что боятся отказа. Еще ребенок может быть уверен, что дружить можно только за что-то (такое представление характерно для детей младшего дошкольного возраста, но в школе уже у них должен сформироваться более реалистичный взгляд на вещи). Что делать:
    - уделяйте внимание ребенку,
    - говорите с ним, чтобы он знал о себе больше, чувствовал, что им можно интересоваться,
    - слушайте ребенка, когда он говорит с вами,
    - меньше сравнивайте ребенка с собой или другим детьми,
    - в тяжелых случаях обязательно обратитесь к детскому психологу.
    Потребность в социальном принятии одна из основных у человека и ему очень важно обрести друга.
    2. Низкая социальная компетентность.
    Это попросту нехватка навыков общения. Ребенок может:
    - не уметь постоять за себя или говорить "нет";
    - иметь негативный опыт, когда его обманули, предали, высмеяли, с которым он не справился;
    - слишком активно проявлять какие-то качества характера, которые не нравятся окружающим;
    - не иметь навыков урегулирования конфликтов;
    - не понимать, что окружающие могут иметь отличные от него потребности, не уметь проситься в игру или предлагать во что-то поиграть и др.
    Это может выражаться и в агрессивности и в стеснительности

    Что делать?
    Попытайтесь понять в чем причина отсутствия друзей именно у вашего ребенка, по расспрашивайте его подробнее как портятся отношения или почему не получается их завести. Не критикуйте его во время такого разговора.
    И снова развивайте самоуважение у ребенка. Через него ребенок учится уважать других.
    Обратить внимание на то, как вы относитесь к слабостям ребенка. Может ли он пожаловаться вам? Может ли спокойно попросить о помощи, не опасаясь осуждения ("Если ныть из-за такой ерунды, в жизни ничего не добьешься"/ унижения ("Ты уже решал такие задачи, ты что глупее стал?", "Ты что маленький? Сам справишься)/ обесценивания ("Я тебе что до 18-ти лет буду попу вытирать?").
    Не давить, если у ребенка свой темп привыкания к коллективу,
    При необходимости обратиться за помощью к воспитательнице или учителю, чтобы те помогли включить ребенка в игру уже знакомых детей.
    Объяснять, что другим детям может не нравиться, что ими командуют, например.
    Не жертвуйте всем ради ребенка. Это вредно для его социальных навыков также как излишне отстраненное и строгое воспитание. Важно, чтобы он имел представление и о ваших потребностях. Но не перегните палку: учитывайте возраст ребенка и объем таких сообщений.
    Не старайтесь обеспечить ребенку максимальный круг общения. Если малыш испытывает сложности в общении, то ему будет сложно в большом кругу, он еще больше замкнется. Организуйте ему больше практики с кем-то один на один. Пусть это будут разные дети. В то же время ориентируйтесь на его интересы, не навязывайте друзей.
    Не оставляйте ребенка одного на площадке, вмешивайтесь в ситуациях, когда он не справляется с эмоциями.
    Учите ребенка вербально выражать гнев и недовольство, урегулировать конфликты.
    Помните, что чтобы чему-то научиться нужна практика.
    Не проецируйте собственный стиль общения на ребенка. Позвольте ему быть таким, какой он есть. И следите за раздражением (например, если вы активны в общении, а ребенок нет, это может вызывать сложные чувства у родителя, что будет влиять на отношения).