Каждому из нас не раз приходилось обращаться в медицинские учреждения. Эти обращения могут быть позитивные (рождение ребенка), нейтральные (медосмотры, плановые прививки и т.д.) и негативные (болезни, операции и т.д.). Неприятнее всего, когда обращаешься за помощью к врачам, а вместо этого получаешь некачественно оказанную или вообще не оказанную помощь, большие денежные расходы, неверно истолкованные анализы, неправильно назначенное лечение, потеря работы из-за неправильно поставленного диагноза и пр. Хуже, когда из-за халатности медицинского персонала происходят страшные вещи, такие как: длительное дорогостоящее лечение, инвалидность, ограничение или полная утеря органами своих функциональных возможностей или даже смерть. По статистике, в России лишь 0,3% из «жертв медицины» пытаются бороться за свои права и получить компенсацию причиненного им вреда. Почему так происходит? Если обратиться к истории, то мы увидим, что в Советском союзе система здравоохранения была практически скрытой организацией: управление осуществлялось только с помощью служебных актов и недоступна как пациентам, так и врачам. Отстаивать свои права в таких немыслимых условиях было очень сложно и не всегда эффективно. Возможно в этом и кроется наше бездействие в отношении защиты наших прав и нашего здоровья. Но сейчас совсем другие времена. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации появились новые гражданско-правовые отношения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в здравоохранении. Начиная с 1993 года пациентам Российской Федерации больше не стоит беспокоится о бесправности и незащищенности. Отныне граждане наделены немалыми полномочиями и могут открыто действовать в интересах повышения уровня полученной медицинской помощи и в интересах своей безопасности. По данным судебной практики, размер компенсации морального и имущественного вреда, взыскиваемого с государственных и частных медицинских учреждений исчисляется сотнями тысяч и миллионами рублей. Конечно, никакая денежная компенсация не возместит моральных лишений, потери здоровья, жизни. Но это хоть какая-то компенсация. К тому же, воздействуя на медицинское учреждение обоснованным гражданским иском, мы заставляем это учреждение работать по правилам и в соответствии с законом. Каждый гражданин РФ должен знать, что он имеет полное право на бесплатную медпомощь и право на охрану своего здоровья, которая предоставляется в гос структурах и муниципальных учреждениях здравоохранения. Бесплатная медпомощь должна осуществляться согласно принятым нормам и медицинским стандартам. Часто от медицинских работников можно услышать, что раз помощь оказана бесплатно, то она не может быть хорошего качества и оказывается без каких бы то ни было гарантий со стороны медицинского учреждения. Таким образом работники здравоохранения пытаются оправдать свое халатное отношение к работе. Я считаю такие оправдания лицемерными. Бесплатным здравоохранение является только для пациента, врач и лечебное учреждение получает деньги за каждого(!) обратившегося в это учреждение пациента.